Реабилитация наркозависимых

Печать

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Большинство наркозависимых лиц в России не имеют доступа к лечебным методикам с подтвержденной эффективностью

По итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, от  17 июня 2015 года, Президент Российской Федерации подписал Перечень поручений  Правительству Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие, в том числе определение понятия «комплексная реабилитация и ресоциализация», а также установление единых требований к деятельности организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача.

 Однако, несмотря на признание властями  важности лечения наркозависимости,   подавляющее большинство наркозависимых лиц в России не имеют доступа к лечебным методикам с подтвержденной эффективностью, что влечет за собой  череду печальных последствий деятельности неквалифицированных центров социальной реабилитации, примером этого может послужить пример известного дела Марьянова и др..  

В чем заключается суть проблемы и как ее можно решить? На эти и другие вопросы отвечает Р. Н. Исаев, президент Независимой наркологической гильдии, эксперт и руководитель рабочей группы по реабилитации Координационного совета Общественной Палаты РФ, руководитель «Клиники доктора Исаева», врач-психиатр, нарколог, к.м.н. автор десятков научных работ, посвященных лекарственным и физиотерапевтическим методам лечения наркозависимых.

 - Руслан Николаевич, почему реабилитационная помощь наркозависимыи сегодня является  проблемной областью?

 - Многие уже понимают, что само  дезинтоксикационное  лечение – это лишь часть  всего процесса лечения, в котором реабилитация – одна из важных  составляющих эффективности. И если   на большей части территории страны присутствуют центры дезинтоксикации, то реабилитация во многих регионах РФ остается недоступной.  Это, прежде всего, связано с тем, что на сегодняшний день в сфере реабилитации лиц страдающих наркотической и иными формами зависимости нет единого регулирующего центра и как следствие – отсутствие  нормативных документов, то есть нет «единых требований» для открытия и  деятельности реабилитационных центров. В результате мы наблюдаем появление различных организаций, оказывающих некачественные услуги, и более того – опасных для потребителя, а иногда даже использующих сектантские инструменты.  И этот факт уже имеет последствия, это ряд случаев со смертельным исходом.

- Как можно остановить этот процесс?

- Выйти из сложившейся ситуации можно  с помощью  внедрения единых, прозрачных и обязательных к исполнению, требований к работе негосударственных реабилитационных центров и критериев их оценки со стороны контролирующих органов. Без этого невозможно построение эффективной и прозрачной системы реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ.

Принятие «Единых требований», обязательных к исполнению,  поможет снизить накал дискуссий по определению субъекта, уполномоченного на осуществление мероприятий, связанных с реабилитацией наркозависимых, или в отсутствие такого субъекта облегчит согласованную межведомственную работу по данной проблеме.

В плане регулирования, в таких структурах как ГУНК МВД России, Минздрав, Минтруд, имеется достаточное количество опытных сотрудников, имеющих высокую квалификацию для осуществления управляющих и контролирующих функций в отношении реабилитации лиц, страдающих наркотической и иными формами зависимости

- А есть ли какие-то предложения с вашей стороны таких нормативных требований?

- Я состою в рабочей группе по реабилитации и ресоциализации Координационного совета Общественной палаты Российской Федерации по защите граждан Российской Федерации от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости. Этой рабочей группой  разработаны и утверждены данные Требования (Единые требования к деятельности организаций осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и/или психотропные вещества без назначения врача.  Это уникальные документы, в которых учтен опыт экспертов области.

Разработка «Единых требований» проводилась в несколько этапов с привлечением специалистов со стороны заинтересованных государственных и негосударственных структур, имеющих отношение к данной теме.

- Этот проект был донесен до сведения в регулирующие органы власти?

- В сентябре 2016 года по итогам работы были проведены общественные слушания на площадке Общественной Палаты Российской Федерации. В доработке проекта требований приняли участие специалисты Минздрава России и представители Координационного Совета по защите граждан Российской Федерации от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости при Общественной палате Российской Федерации. Результаты проделанной работы получили однозначно позитивную оценку в Министерстве здравоохранения РФ.

- Какие погрешности работы  сегодняшней модели реабилитационных центров учтены в проекте?

 - Существуют такие популистские высказывания: «Наркомания – это болезнь, а значит, каждый шаг выздоровления наркомана должен регулироваться врачом».  

Здесь достаточно выстроить грамотную  преемственность между организацией, оказывающей медицинскую помощь, и организацией, осуществляющей реабилитацию (что, по сути, не является медицинской услугой). Такая преемственность может регулироваться существующим регламентом взаимодействия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «психиатрия-наркология», с организациями, работающими в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

Значительные ресурсы в улучшении качества реабилитационного процесса заключаются в соблюдении на местах данного регламента между медицинскими организациями и реабилитационными центрами, работающими по «Единым требованиям» и входящими в региональный Реестр реабилитационных центров.

Минздрав России также поддерживает поэтапную преемственную модель лечебно-реабилитационного процесса, начатого в медицинских организациях, с последующим предоставлением наркопотребителям реабилитационных социальных услуг в социально ориентированных некоммерческих организациях.

- Многие наркозависимые находятся в достаточно сложном материальном положении, есть ли опыт по предоставлению помощи от государства по типу квот?

- Удачный опыт накоплен программами по предоставлению наркозависимым сертификата на реабилитацию в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Москве, Ростовской области, республики Адыгея и т.д. В этих программах субъектом, уполномоченным на осуществление мероприятий, связанных с реабилитацией наркозависимых, выступает не Минздрав, а социальные блоки других ведомств, в частности, Минтруд, Департамент труда и социального развития. Опыт работы в рамках указанных сертификационных программ показал хороший уровень администрирования процессов независимым оператором и показал должный уровень межведомственного взаимодействия.

Данная схема регулирования мероприятий, связанных с реабилитацией наркозависимых может стать прообразом общефедеральной модели.

-  Что необходимо, по вашему мнению, для  скорейшего внедрения проекта «Единых требований»?

- Наверное, понимание актуальности проблемы. С введением единых требований мы можем предотвратить множество «катастроф» и спасти жизни людей, которые пока еще могут попасть в «руки» неквалифицированных специалистов.