ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 1-го МОК

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Главным показателем эффективности инновационной среды стало вхождение 1-го МОК в TOP 170 лучших школ столицы.

MironenkoПервый московский образовательный комплекс, созданный в 2014 году, задал высокую планку как для себя, так и для всего образовательного пространства города Москвы. Будущее новаторского проекта директор 1-го МОК Юрий Дмитриевич Мироненко, в одном из своих интервью, прокомментировал так:

«Мы обязаны создать позитивное развивающее пространство и  в  дошкольном учреждении, и в школьном, и в учреждении среднего профессионального образования. Таким образом, мы переводим все присоединенные образовательные учреждения из состояния функционирования, в состояние динамичного развития».

Весомым аргументом, подтверждающим процессы активного развития, является, например, выбор 1-го МОК в качестве площадки для проведения региональных соревнований чемпионата WorldSkills. Решающим фактором явилась уникальная оснащенность баз комплекса высококлассным оборудованием. Кстати, и на национальном чемпионате WorldSkills 2016 г. по компетенции «Парихмахерское искусство» лучшим стал студент 1-го МОК Егор Костиков. Другим аргументом является победа Комплекса в рейтинге «Балльно-информационная система» 2015—2016 учебного года в номинации «Лучшая интеграция информационной среды в образовательный процесс» среди участников проекта «Школа Новых Технологий». Но главным показателем эффективности инновационной среды стало вхождение 1-го МОК в TOP 170 лучших школ столицы. Сегодня Комплекс занимает 165 место. Итак, каковы же составляющие успеха 1-го МОК?

Синергия объединения

— В настоящее время 1-й МОК включает в себя 4 детских сада, 2 общеобразовательные школы и 4 колледжа (7 факультетов СПО). Как удается поддерживать плодотворность творческой среды для такой большой организации, не теряя общей концептуальной идеи? В вашем объединении кроется эффект синергии?

—  Истина в  том, — говорит руководитель структурного подразделения по стратегическому планированию и развитию Елена Вячеславовна Максимова, что созданная благодатная среда Комплекса позволяет каждому погрузившемуся в нее испытать состояние преображения. В этом ракурсе 1-й МОК доказал свою эффективность уже не  единожды, но  путь к  этому был долгий. В  процессе роста мы прошли через несколько этапов. В 2004 году к Технологическому колледжу № 309 присоединили торговый лицей и поварское училище. Это были далеко не  самые сильные учреждения профессионального образования. Зачастую туда поступали дети по  «остаточному принципу», так как особых усилий это не  требовало. Многие коллеги тогда говорили: «Ну, что вы хотите— на  художников-модельеров поступают сильные, одаренные дети, а  на  поваров — слабые». Чтобы поднять престиж профессии нам нужно было показать ребятам другую— привлекательную учебную и  профессиональную жизнь, и  на  этой основе сформировать их мотивацию к развитию. Время показало, что нам это удалось сполна: факультет «Ресторанный бизнес» сегодня является одним из самых востребованных у абитуриентов Комплекса, о чем однозначно говорит конкурс— до 10 человек на место.

Позднее, в  2014-м встал вопрос об  объединении со  школами. Здесь из  двух возможных вариантов мы выбрали более сложный путь— объ- единение с сильными школами. В итоге в состав 1-го МОК вошли школы с углубленным изучением математики и английского языка. Однако при этом у них не наблюдалось особого стремления к развитию, проще говоря, участвуя во внешних событиях и мероприятиях, в олимпиадном движении, школы не демонстрировали ни активности, ни амбиций

Как следствие этого на момент объединения они занимали 843-е и 913-е места в московском рейтинге. Результаты неплохие, но явно не те, которые соответствовали их потенциалу. По  результатам 2015 года наши школы уже поднялись на 311-е место, а по результатам 2016 года— вошли в ТОП-170, заняв 165-е место. Прогресс очевиден, потому что и педагогические коллективы, и сами ученики увидели в объединенном Комплексе дополнительные возможности для своего развития. 1-й МОК обладает заведомо большим потенциалом, ресурсами и возможностями их применения, нежели отдельное учебное заведение. Например, ни одна из школ в отдельности не могла бы на своей базе создать «Городскую станцию юных техников». А  когда мы стали образовательным комплексом, объединили свои ресурсы и усилия, то смогли получить статус «ГСЮТ», а от правительства Москвы — грант на ее обустройство. Было закуплено целевое оборудование на  базе которого организована работа самых современных кружков по робототехнике, нейропилотированию, прототипированию, авиамоделированию, и  др. К работе в кружках технической направленности привлечены 32 магистра одного из ведущих вузов страны— Московского Технического университета имени Н.Э. Баумана. Недавно при поддержке этих партнеров состоялось открытие Физико-математической школы для учащихся 8—11 классов Комплекса. Схожая динамика развития и  по  остальных направлениям.

Эффективная организационная структура

 — И все же: насколько едины в своем позиционировании питомцы 1-го МОК детсадовцы, школьники и студенты? Существуют ли внутри структур комплекса вертикальные и  горизонтальные (между факультетами) связи?

detsad

—  Мы придерживаемся нескольких базовых «точек», которые обеспечивают и  единство позиционирования, и вертикальные и горизонтальные связи: это общая согласованная стратегия развития образовательной организации и  технологии ее реализации; общие принципы организации образовательного процесса (непрерывности и вариативности, преемственности, интеграции общего и дополнительного образования); согласованность содержания и  технологий образования на  всех уровнях; совместная деятельность по подготовке и  реализации ключевых событий Комплекса.

На  практике все подразделения Комплекса тесно взаимодействуют друг с  другом. К  примеру, в  колледже практически еженедельно проходят дни открытых дверей, куда приглашаются наши школьники. Причем, все эти мероприятия сопровождаются демонстрациями, мастер-классами, когда в  реальной деятельности участники могут «почувствовать профессию на ощупь». Здесь реализуется подход разнопланового входа в  профессию — можешь прийти на теоретическую часть, а  можешь на  практическую. И  даже когда маленькие детсадовцы приходят в колледж, в музей или в Литературную гостиную для проведения мероприятий, их посещение всегда сопровождается мастер-классом: они либо рисуют, либо делают ангелочков в технике бумажной пластики — обязательно имеют возможность попрактиковаться.

 Студенты колледжа участвуют в  подготовке всех мероприятий школ и  детских садов: шьют костюмы, оформляют помещения, подготавливают банкеты, делают участникам прически и так далее. Детсадовцы и  школьники получают красочный праздник, а студенты — возможность реализовать свои профессиональные умения на  практике. В кружках технического направления Комплекса студенты-старшекурсники пробуют себя в  роли помощников преподавателей, так называемых технонаставников.

 Если говорить о горизонтальных связях, то они по полноте реализуют себя в знаковых событиях Комплекса и начинают устанавливаться уже с 1-го сентября. В этот День знаний все первокурсники и  старшеклассники собираются на  урок в  зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Они впервые видят себя вместе, испытывают чувство сопричастности к своему образовательному учреждению. В День здоровья, который тоже проходит в  сентябре, тысяча первокурсников встречается в спортивной среде. Этот праздник носит не только соревновательный, но и адаптационный характер. Студенты знакомятся, определяют своих лидеров, выстраивают коммуникации и др.

 Еще один праздник, укрепляющий горизонтальные связи, которого первокурсники ждут с  большим нетерпением, это— Посвящение в студенты. Ежегодно он проходит 25  января, в  «Татьянин день», или «День студента», в его подготовке принимают участие старшекурсники всех факультетов колледжа, участники и  победители внутренних конкурсов «Минута славы» и «Формула успеха». Первый конкурс — это творческий конкурс для школьников и студентов, поющих, танцующих, умеющих удивить зрителей своим талантом, а  второй — «Формула успеха»— для тех, кто проявил свои успехи в учебе и на профессиональном поприще. Для участников нет возрастных ограничений, здесь демонстрируют свои таланты дети разных возрастов— от дошкольников до студентов. А дальше — по  нарастающей.

Студенты разных факультетов пересекаются и  объединяются на  мероприятиях, которые проводятся в  рамках городских программ и проектов.  Как правило, это участие предполагает формирование команды, работу в команде, распределение ролей, организацию эффективной коммуникации, кооперативного типа деятельности и получение общего результата (продукта). Завершающий штрих упрочения горизонтальных связей— это выпускные вечера.

Собрать всех выпускников на одной площадке по объективным причинам мы не можем (ежегодно выпуск составляет свыше 1000 человек), но  выпускной вечер на каждой площадке обязательно включает такую часть, когда в прямом эфире организуется видеосвязь между подразделениями. Все названное выше в совокупности и порождает синергетический эффект, при котором общий результат превосходит сумму отдельных усилий.

Комфортная творческая среда и продуктный подход

— Выпускники 1-го МОК востребованы еще до защиты диплома. Раскрыть творческий потенциал ребенка образовательному учреждению важно, но все мы знаем немало примеров, когда творческие люди не находят применение своим талантам в  реальной жизни. Можно сказать, что здесь удалось разрешить вековую проблему «художников-бессеребренников». И не только художников. Но — как!?

Елена Вячеславовна Максимова отвечает на этот вопрос так:

 —  Вся система профессионального образования у нас носит прикладной характер, который на любом этапе позволяет получать готовый продукт. Независимо от того на каком факультете обучается студент, у него всегда имеется возможность самореализоваться и заявить о себе, сначала в самом колледже, а затем и на внешних площадках. Об этом говорят и  висящие на  стенах художественные работы учащихся, и  видеоролики на  плазменных панелях наших рекламистов, и  манекены в  костюмах, которые созданы рука- ми студентов-дизайнеров. С  одной стороны, это демонстрация достижений, с  другой— создание конкурентной среды, ведь эти работы, не  в  качестве демонстрации потенциала, а  уже в  виде готового продукта оцениваются как гостями, так и  самими учащимися. И,  поверьте, наши гости бывают очень строгими судьями. Представляете, чего стоит оценка Вячеслава Зайцева, который является постоянным председателем итоговой экзаменационной комиссии?!fashion

Участие в  профессиональных конкурсах различного масштаба, начиная от  традиционных внутренних и заканчивая всероссийскими и международными, также является сильной мотивацией к  профессиональному росту, закаляет студента в конкурентной борьбе, как личность. Например, на  конкурсе «Невские берега», который никогда не  пропускают студенты факультета прикладной эстетики— парикмахеры, визажисты, стилисты— наши ребята неизменно занимают призовые места! Это устанавливает профессиональную планку и потому дает результат. На процесс самореализации учащихся оказывает значительное влияние возможность общения с  медийными личностями, уже состоявшимися профессионалами своего дела. Так, в  конкурсе «Русский силуэт» студенты-дизайнеры сотрудничают с первыми модельерами нашей страны: Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным, к слову— выпускником нашего колледжа.

Безусловен авторитет и нашего руководителя Юрия Дмитриевича Мироненко— создателя и вдохновителя проекта 1-МОК, лауреата конкурса «Грант Москвы» в  области наук и  технологий в  сфере образования, лауреата конкурса «Менеджер года» в номинации «Сфера образования», который сам является профессионалом своего дела.

В стенах колледжа каждому предоставляется возможность ощутить свою прикладную профессиональную значимость. Проекты студентов- дизайнеров интерьеров и  ландшафта нередко находят свое применение даже в таких популярных программах, как «Квартирный вопрос», «Дачный ответ», и тут же рассматриваются для реализации частными заказчиками. Зачастую и дипломы наших выпускников защищаются по уже реализованным проектам!

Таких результатов позволяет добиваться именно продуктный подход к обучению. Самое главное: он формирует в ученике нацеленность на создание готового, подчеркнем— востребованного, а значит и качественного продукта, а в процессе обучения оттачивает еще и умение создавать такой продукт. В чем, собственно, и кроется профессионализм любого специалиста. Четкая образовательная доктрина плюс комфортная позитивная среда в учреждении создают благоприятные условия для максимального раскрытия потенциала воспитанника, позволяя ему в полной мере реализовать свои личностные, социальные и профессиональные качества.

Воспитание духовно-нравственных ценностей личности

 — Вы утверждаете, что духовно-нравственное и  патриотическое воспитание неизменно являются приоритетными направлениями в вашем образовательном учреждении. Но ведь эти задачи— из  числа самых ответственных и сложных?

Ответ на  этот вопрос дала руководитель подразделения по молодежной политике и воспитательной работе Татьяна Алексеевна Артюхина:

— Опыт воспитания и социализации наших детей, школьников и  студентов, в  указанных направлениях уже давно накапливался в  тех отдельных образовательных организациях, которые вошли в состав Комплекса (колледжах, школах и детских садах). Этот опыт углубляется и расширяется сегодня на общих и согласованных основаниях: ценностях, принципах и подходах. Ключевые ценности жизни Комплекса состоят в приоритете духовно-нравственного и патриотического воспитания, ценности труда и ценности согласованного коллективного действия. Главными принципами, которыми руководствуются руководители и  педагоги в  своей работе — это принцип опоры на национальные традиции, принцип информационной открытости, доступности и безопасности образовательной среды. Ведущими подходами в воспитании и молодежной политике выступают: средовый подход, событийный и подход формирования персоносферы Комплекса. Попробую раскрыть выше сказанное на кон- кретных примерах из жизни Комплекса. Мы рассматриваем идею патриотизма через призму профессионального отношения к выбранному делу и к труду на благо своего Отечества, как главной ценности в  жизни человека. На  нашем сайте есть высказывание Валентина Юдашкина:

«Меня учили настоящие мастера, они привили мне чувство национального стиля. А без традиции ты пустой». В каждой стране, в ее культуре, есть свой неповторимый национальный колорит, растеряв который, мы утратим свою уникальность. Поэтому особенно важно в  профессиональном становлении не забывать о воспитании личности на  опыте предыдущих поколений.

Идеи духовно- нравственного и  патриотического воспитания учащихся пронизывают всю жизнь Комплекса. Первый пример— в настоящее время действенным средством воспитания молодежи являются музеи, они способствуют повышению образовательного, культурно-технического профессионального уровня обучающихся, помогают развивать их творческие способности. Музеи также становятся центрами патриотического и духовно-нравственного воспитания.

 В нашем Комплексе работает 9 музеев, 4 из них носят патриотическую направленность. Они уникальны по своим замыслам и воплощению «живых» пространств патриотического воспитания. Это и музеи, посвященные 176-й, 274-й и 75 стрелковой Гвардейской дивизии, и виртуальный музей «Имена героев в названиях Московских улиц», и музей «Вой- на и вера», о котором хочется рассказать отдельно и более подробно. По профилю это музей военно–исторический, но его стенды рассказывают не только об истории войны.

 Параллельно раскрывается и тема веры, которая духовно сплачивала народ в освободительной битве за Отечество,— ведь не случайно война получила название «священная». К слову, здесь размещено известное «Письмо к Богу», которое было найдено в шинели бойца, зашитое им перед послед- ним боем на Курской дуге. Оно позволяет понять высший смысл жизни, когда смерть уже не страшна и остается только одна просьба: принять к Себе, когда солдат постучится после смерти к Господу.

На базе наших музеев проводятся экскурсии для студентов колледжа, а  также для учащихся соседних школ, для ветеранов Великой Отечественной войны, для жителей микрорайона. Музеи, являясь одной из форм дополнительного образования, развивают сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Наряду с музейной работой в нашем Комплексе развернута масштабная деятельность по  вовлечению школьников и студентов в разнообразные по тематике проекты, программы и мероприятия патриотической тематики. Так, в рамках программы «Нет фашизму» мы организовали и провели целый ряд патриотических акций «МИРУ—МИР», собравших в своих рядах студентов и школьников. Гражданско-патриотический клуб Комплекса «Никто не забыт» совместно с  клубом студенческого творчества «Премьера» стали участниками Межрегиональной акции «ЮНОСТЬ МОСКВЫ — ЧЕРНОМОРСКОМУ ФЛОТУ!», организованной РОО ЮНЕСКО. Ребята выступали с большой творческой программой перед школьниками города Севастополя, а также на большом противолодочном корабле «Керчь»; посетили легендарный лагерь «Артек» и стали участниками юбилейного праздника клуба ЮНЕСКО «Алые паруса». Также наши учащиеся участвовали в торжественной акция «И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ» (возложение цветов к памятнику погибшим воинам); в антитеррористической акции «СВЕЧА ПАМЯТИ», посвященной трагедии в Беслане; в концертах студентов ко Дню старшего поколения для ветеранов войны и труда; в городской акции «ПИСЬМО СОЛДАТУ» (сбор канцелярских товаров, продуктов, формирование и отправка посылок выпускникам Комплекса, проходящим военную службу в рядах ВС РФ) и др.

Все это лишь малая толика тех дел, которыми наполнена жизнь наших подопечных. Второй пример касается целенаправленного создания персоносферы Комплекса, которая позволяет осуществлять жизненные встречи с людьми— носителями культурных образцов служения Отечеству; событиями, наполненными историей своего народа, утверждением в среде обучающихся позитивных моделей поведения.

 Мы стараемся приобщить наших школьников и  студентов к  нравственным устоям православной культуры, помочь им раскрыть смыслы высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах, потерявших веру людей. Именно поэтому добрые друзья нашего колледжа— батюшка Александр, батюшка Артемий, семинаристы Сретенского монастыря и их наставники— дают нашим студентам твердые ориентиры добра, истины, любви в  образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить их отзывчивости к сверстникам и старшим, развить способность к  сопереживанию, умению мирно решать конфликты. Мы вводим детей, школьников и  студентов в  круг основных православных праздников, показываем тесную и органическую связь православной культуры с народной жизнью, народным искусством и творчеством. Названные примеры могут быть продолжены, но главное, что мы хотим подчеркнуть— это то, что среда, в которой развиваются дети, учатся школьники и  студенты нашего Комплекса, целенаправленно формируется на  основании тех ценностей, принципов и подходов, которые обозначены выше. Беседовал Владимир Кузнецов.

Беседовал Владимир Очеретный

 

mos zdravo

mmc

Р\C: ПИ № ФС 77-21836
Министерство печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации

Учредитель:
ООО Издательство «Медиа Парламент»
123290, г. Москва,
ул. 2-я Магистральная, д. 10, стр. 1, к. 46

Контакты:
тел.: 8 (495) 908-83-61, 8 (901) 523-26-45
Е-mail: vfgazeta@mail.ru. gegazeta@mail.ru

Яндекс.Метрика

HotLog

Copyright © 2016 "Media Parlament". All Rights Reserved.

Designed By M-Digital (Vudža)

Search